Главная » Статьи » Скрижали времени

Река Темза — гордость англичан
Река Темза — гордость англичан

Темза — водный поток, который англичане с нежностью называют «батюшкой»,— берет свое начало в верховье живописных Котсуолдских холмов, на юге центральной части Англии. Эта извилистая река, протяженностью 350 километров, течет на восток, сливается с другими реками и затем впадает в Северное море, образуя устье шириной около 30 километров. Темза сыграла важную роль в истории Англии и заслуживает особого внимания.
СВОЙ первый военный поход в Англию Юлий Цезарь совершил в 55 году до н. э. Он вернулся туда в следующем году, но продвинуться дальше ему помешала река, которую он назвал Тамесис (или Темза). И лишь 90 лет спустя римский император Клавдий покорил ту землю.
В то время вдоль берегов Темзы были лишь болота. Позднее в 50 километрах от устья реки — до тех мест морская вода доходит во время прилива — римляне соорудили деревянный мост. Там, на северном берегу реки, они построили порт, который назвали Лондиниум.
В последующие четыре столетия римляне развивали торговые связи с другими народами Европы и привозили из Средиземноморья предметы роскоши и даже ливанскую древесину. По Темзе они также доставляли товары в Лондон из других частей страны, поэтому этот город с его многочисленными дорогами вскоре стал важным торговым центром.

Влияние Вильгельма Завоевателя

С уходом римских легионов из Англии в 410 году н. э. и падением Римской империи Лондон опустел и торговля вдоль берегов Темзы пришла в упадок. Вплоть до вторжения Вильгельма Завоевателя в XI веке англосаксонских королей короновали в Кингстоне — поселении в 19 километрах от Лондона вверх по течению реки, где ее можно перейти вброд. Вильгельм, после своей коронации в Вестминстере в 1066 году, построил на территории некогда римского города крепость, известную как лондонский Тауэр. Он хотел усилить свою власть и способствовать торговле, а также контролировать подступы к порту. Торговля снова стала процветать, и население Лондона увеличилось до 30 тысяч.
Примерно в 35 километрах западнее Лондона, на известняковой породе, Вильгельм Завоеватель построил другую крепость — Виндзор. Позднее она стала резиденцией английских королей. Отсюда открывается чудесный вид на Темзу. Виндзорский замок неоднократно достраивали и перестраивали. Сегодня замок — излюбленное место туристов.
В 1209 году в Лондоне было завершено строительство каменного моста через Темзу — одного из первых каменных мостов в Европе. Строительство длилось 30 лет. На этом необычном сооружении располагались магазины, дома и даже часовня. Также мост имел две разводные части, а с южной стороны была Саутуорская башня для обороны.
В 1215 году на берегу Темзы близ Виндзора, на лугу Раннимид, Король Иоанн Безземельный (1167—1216) скрепил печатью известную Великую хартию вольностей. Согласно этой грамоте, король не только гарантировал своим подданным определенные права и свободы, но и подтвердил привилегии Лондона, портов и купечества.

Лондон растет и богатеет

В последующие века на берегах Темзы велась активная торговля. Со временем она настолько возросла, что река не могла пропустить такое множество кораблей. Двести лет назад на причалах Темзы можно было обслужить только 600 кораблей, в то время как в порту ожидали своей очереди для разгрузки порой 1 775 суден. В результате такого скопления воровство груза стало серьезной проблемой. Ночью воры перерезали швартовые канаты, и суда относило от пирса по течению, где их поджидали маленькие лодки. В них перекладывали груз — таким образом воры зарабатывали себе на жизнь. Чтобы устранить эту проблему, в Лондоне была создана первая в мире речная полиция. Она действует и поныне.
Однако для разрешения трудностей в работе портов этого было недостаточно. Поэтому в XIX веке Парламент Великобритании одобрил строительство самой большой в мире системы крытых пристаней, которые предстояло построить в низинах вдоль обоих берегов Темзы. В начале 1800-х годов построили Суррейский комммерческий порт, Лондонский порт и другие. Затем в 1855 году был построен Ройял-Виктория-Порт, а в 1880 году — Ройял-Алберт-Порт.
В 1840 году два инженера, отец и сын, Марк и Исамбард Брунел соединили берега Темзы, построив первый в мире подводный тоннель протяженностью 459 метров. Сегодня он является частью метрополитена Большого Лондона. В 1894 году было завершено строительство Тауэрского моста — одной из достопримечательностей Лондона. Разводные части открываются на 76 метров, и между двумя башнями проходят большие корабли. Если вы подниметесь вверх по ступенькам — а их более 300,— то окажетесь на узком мостике. И перед вами откроется живописный вид на реку.
К началу ХХ века лондонская система портов была хорошо отлажена и стала обслуживать все бо́льшее число огромных торговых пароходов. Когда в 1921 году закончилось строительства последнего порта, названного в честь короля Георга V, Лондон стал «самой большой и самой богатой портовой системой в мире».

Высшее общество на берегах Темзы

Раньше дороги в Лондоне были немощеными и плохими, а зимой часто непроходимыми. Поэтому долгое время Темза оставалась оживленной водной «магистралью», а суда — самым быстрым и надежным видом транспорта. По реке раздавались выкрики темзинских лодочников, предлагающих свои услуги. Они собирались у набережной и зазывали пассажиров, чтобы перевести их на другой берег, вверх или вниз по Темзе, или по ее извилистым притокам Флит и Уолбрук. О существовании этих рек теперь напоминают лишь названия лондонских улиц.
Со временем Лондон с его многочисленными величественными дворцами на берегах реки стал все больше походить на Венецию. Жить у Темзы вошло в моду среди членов королевской семьи, о чем свидетельствуют дворцы в Гринвиче, Уайтхолле и Вестминстере. В замке Хэмптон-Корт также когда-то жили члены монаршей семьи, а Виндзорский замок служит королевской резиденцией и поныне.
В 1717 году композитор Гендель Георг Фридрих сочинил произведение «Музыка на воде» в честь прогулки Его Величества, короля Георга I, со своей семьей по реке. Как отмечалось в одной из газет тех дней, королевскую лодку сопровождало «такое множество лодок, что не было видно самой Темзы». На одной из них, рядом с королевской лодкой, находилось 50 музыкантов. За время 8-километрового путешествия вверх по течению от Вестминстера до Челси они трижды исполнили произведение Генделя.

Темза — место отдыха и гуляний

До того как в 1740 году был построен Вестминстерский мост, перебраться пешком на другой берег можно было лишь по Лондонскому мосту, который позднее реконструировали, а в 1820-х на его месте был возведен новый. Опоры, поддерживающие 19 сводов первоначальной каменной конструкции, в значительной степени препятствовали свободному течению реки. Поэтому почти за шестивековую историю этого моста Темза покрывалась льдом по меньшей мере восемь раз. Когда подобное происходило, устраивали большие «ярмарки на льду». Проводились спортивные состязания, и жарили быков. Сюда приходили и члены королевской семьи. Игрушки и книги с надписью: «Куплено на Темзе» — быстро раскупались. На печатных прессах, установленных на покрытой льдом реке, издавали буклеты с новостями и даже с молитвой «Отче наш»!
Сравнительно недавно ежегодно весной стали проводиться «Гребные гонки» — соревнование между Оксфордским и Кембриджским университетами. Зрители выстраиваются вдоль берегов Темзы между Патни и Мортлейком и болеют за команды. Каждая команда из восьми гребцов проплывает расстояние около 7 километров менее чем за 20 минут. Впервые это соревнование состоялось в 1829 году в городе Хенли, выше по течению. После того как его оттуда перенесли, в Хенли стали устраивать Хенлейнскую регату. Она привлекает лучших гребцов со всего мира как мужчин, так и женщин. Общая длина дистанции 1 600 метров. Эта летняя регата — одна из первых и популярных в Европе — стала излюбленным ежегодным событием.
В одном путеводителе по Великобритании говорится, что на Темзе, «протекающей между невысокими холмами, лугами, мимо усадеб, привлекательных деревушек и небольших городков — типичный английский ландшафт — можно найти всевозможные развлечения. [...] И хотя дороги не всегда пролегают по берегам Темзы, там обычно есть протоптанная тропинка. Поэтому водитель может любоваться этой рекой, проезжая по городу, расположенному на ней. Но только прогулки пешком или на лодке дают возможность сполна насладиться ее умиротворяющей красотой».

ТЕМЗА ПРОТИВ КОРОЛЯ

Король Яков I, правивший в начале XVII века, однажды потребовал от муниципалитета лондонского Сити 20 000 фунтов. Когда лорд-мэр отказался подчиниться, король прибег к угрозам: «В таком случае я разорю вас и ваш город навсегда. Суды, Двор и Парламент я перенесу в Уинчестер или Оксфорд, а Вестминстер я сделаю безлюдным, и тогда подумайте, что с вами станет!» На это мэр ответил: «Единственным утешением для купцов Лондона будет то, что Ваше Величество не может перенести Темзу».

Источник: http://konan.3dn.ru/publ/86-1-0-12
Категория: Скрижали времени | Добавил: gladgames (23.10.2010) W
Просмотров: 1058 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]